Последние сообщения

Страницы: 1 ... 8 9 [10]
91
Заключительный этап / Re: Волгоград-2018
« Последний ответ от Наталья Шатовская 26 Март 2018, 00:07:32 »
Фадеев, кстати, администратор этого сайта и модератор форума, если вдруг кто-то не знает. Так что мои сообщения - это не глас вопиющего в пустыне, а обращение к конкретным людям, - самому Евгению Николаевичу и его сотрудникам. И задаю я свои вопросы публично потому, что другим способом получить ответы не удалось. Например, не было ответа на другой мой вопрос - на каком основании меня отстранили и чьё это решение. Меня отстранили тайком, и никто не счёл нужным как-то объясниться. Самым горьким уроком было поведение милых мальчиков, с которыми, как мне казалось, я уже наладила взаимопонимание. Ни один из четверых не позвонил и не спросил: а что, вы на всерос не хотите? а то мне предлагают вместо вас ехать? Или они всерьёз полагают, что у них есть право ехать в обход старейшего в регионе тренера?

Итак, 3 марта я узнаю, что с командой поедут четверо юношей без педагогического образования и опыта, мало знающие моих ребят, особенно новых. К тому же выяснилось, что на всерос поедет не наш психолог, целенаправленно готовивший команду, а какой-то другой. И Фадеев считает это нормальным. Мне ничего не оставалось, как обратиться к родителям своих учеников. Через пару дней в ЦПМ лежало 11 заявлений с просьбой направить для сопровождения детей меня, их учителя. Реакция людей показательна: "как без вас-то?", "вредительство", "невероятная глупость". Какие такие загадочные "другие аспекты поездки", с которых чужой студент лучше своего учителя? Некоторые родители пришли в ЦПМ лично, говорили с Фадеевым и Ященко (нашлись лично знакомые).

6 марта господин Ященко почтил меня телефонным звонком. Да-да, тот самый неуловимый директор ЦПМ, добиться аудиенции у которого по поводу дальнейшей судьбы разработанных мной дистанционных курсов я не смогла за полгода. Он рассыпался в комплиментах, клялся, что поддержит любую мою инициативу, выделит деньги на любой астрономический проект, который будет вестись в моей школе. Что я получу за вклад в подготовку участников всероса все положенные премии и бонусы. Но что в правильности решений своих сотрудников он не сомневается и что "молодёжь нужно продвигать". Если снять лапшу с ушей, это означает, что Золушке милостиво дозволено работать ещё больше, но представлять команду на всеросе будут те, кто устраивает эффективных менеджеров. Примерно то же было сказано и родителям. Письменный ответ на заявления должны прислать в школу. Пока не было, хотя положенный по закону срок - две недели -  миновал.
92
Заключительный этап / Re: Волгоград-2018
« Последний ответ от Наталья Шатовская 25 Март 2018, 23:47:43 »
...Нож в спину - это так. Сначала перехватывает дыхание, и ты не можешь понять, что произошло. Потом боль пронзает насквозь, на какое-то время лишая тебя других чувств. Осознание того, что именно произошло, приходит позже. Вместе с осознанием того, что ты почему-то ещё жив. И что, наверное, придётся жить дальше, но жизнь с дырой в спине уже никогда не будет прежней.

Я готовилась ехать на всерос. По нормативам финансирования один сопровождающий положен на 10 участников. Так что путёвку себе я гарантированно заработала. Кроме того, сама новая система работы с командой предполагает, что педагог, работавший в течение года с частью команды региона, автоматически становится одним из её соруководителей. Это логично, справедливо и на пользу делу. Ни малейших сомнений не было ни у меня, ни у ребят, ни у родителей. Более того, в конце февраля ЦПМ потребовал с меня  свежую медицинскую книжку. Так что, вернувшись с астротурнира, я даже чемодан разбирать не стала.

Но организационной информации всё не поступало; в конце концов я написала Фадееву, и получила в ответ "Долго думали. Похоже, что в этом году Ваш опыт остался невостребованным". Увидев этот ответ, я испытала настоящий шок: наш Новый Главный Тренер без тени сомнения называл белое чёрным. Ведь в этом году мой опыт использовался в полной мере и востребован был как никогда ренее! Причём с ведома и одобрения Евгения Николаевича, который участвовал в обсуждении новой системы работы с командой.

Не пустить меня на всерос было насколько нелепо, что я в первый момент подумала, что это ошибка. Возможно, ошибка некоего аспиранта Сергея Воротынцева, который полгода назад появился в нашем движении и которому Фадеев поручил решать вместо себя некоторые оргвопросы. Я попросила Евгения Николаевича эту явную ошибку исправить. Ответ был ещё удивительней: решение, дескать, коллективное, "взвесив все остальные аспекты поездки команды, мы были вынуждены принять решение Вас не приглашать". А поедут аспирант Воротынцев (не работающий с детьми) и студенты Мельников (не работающий с детьми), Васильев (работающий эпизодически) и Желтоухов (талантливый и работающий с детьми, но известный своим легкомыслием). Кроме Серёжи, никто не мог иметь в команде участников в количестве, сравнимого с моим. Но на всякий случай я спросила об этом здесь (сообщения 3 и 4). Ответа не было. Хотя Фадеев вопрос видел.
93
Заключительный этап / Re: Волгоград-2018
« Последний ответ от Наталья Шатовская 25 Март 2018, 18:48:05 »
Воодушевлённая, я приступила к работе с новым набором астрофакультатива. Предстояло многое пересмотреть, ведь многое было впервые. Огромный коллектив: пришло около сорока человек, аж четыре подгруппы. Новая программа олимпиады. Психолог. Но главным в плане перехода на новую модель подготовки команды было даже не это. Ко мне - впервые за двадцать лет тренерского стажа - пришёл стажёр, мой же выпускник 2015 года Руслан Акметдинов, двукратный призёр межнара, перешедший на третий курс астрономического отделения. Прежде он эпизодически помогал мне, но с нового учебного года оформился через Ассоциацию победителей олимпиад, чтобы помогать постоянно. Я отдала ему самую старшую подгруппу - 11-классников и международников.

Теперь на базе 179 школы моделировался полный цикл подготовки команды в рамках новой системы: большое число начинающих, интенсивный начальный курс, углубленная программа для старших, занятия с психологом, коллективные творческие дела, возвращение выпускников в качестве стажёров. И - новая модель начала работать. Впрочем, для опытного педагога ничего нового тут и не было - обычная методика работы с детским коллективом, только содержание деятельности олимпиадное. Дети ходили устойчиво, с удовольствием, быстро подружились. Группа местных 9-классников и приходящих 9-классниц, казалось, соревновались, кто больше задач решит дома (!). Да, представьте себе, задание я рассылала вперёд, по почте, и на занятии обсуждалось уже решённое. Руслан тоже смог запустить "процесс" - каждое занятие готовил новую тему по астрофизике или космологии и рассказывал её старшеклассникам. Вскоре у него образовался небольшой, но стабильный кружок слушателей. Нашлось время и для любимых мной игровых/групповых методов. А в каникулы все собирались вместе, в одно время, для занятий в необычном формате.

И вот вся эта весёлая компания отыграла окружной этап, региональный, МАО, СПбАО. Вершиной, главным достижением наших учеников стал выезд на Астротурнир. Москва выставила аж три подготовленных команды: девять участников из пяти(!) разных школ.  Причём две команды подготовил Руслан; в отношении него новая модель тоже сработала, он быстро набирался опыта и сам отмечал это. А самым главным показателем правильной организации дела было то, что многие из выбывших из конкурса астрошкольников продолжали приходить на занятия. Олимпиада перестала быть самоцелью, конкуренты стали друзьями. Я нарадоваться не могла на своих учеников. На регион я вывела ... сорок два участника: тридцать из своей школы, семь внешних и ещё пятерых в области. (Это не считая учеников ЗАШ).  Думаю, это был абсолютный рекорд по стране.

Проходной балл на заключительный этап набрали 15 учеников в Москве и один в области. Мы сделали это - я, Руслан и психолог Ольга Владимировна.
94
Заключительный этап / Re: Волгоград-2018
« Последний ответ от Наталья Шатовская 25 Март 2018, 16:25:37 »
Прошлым летом я осталась без отпуска.  Я не то чтобы конченый трудоголик, но дела не всегда можно отложить. Нельзя было отложить ни решение проблемы с курсами, ни совещание по поводу организации работы с командой. 7 июня был принят стандарт по астрономии - и в кратчайшие сроки нужно было написать две большие статьи для сборника, который готовило к началу учебного года издательство "Просвещение". Я не поднималась из-за компьютера весь июнь. Тем временем выяснилось, что отучившаяся год на факультативе Алина Кузнецова прошла на межнар (после восьмого класса), и два месяца я с ней занималась, догоняя программу 9 класса.

Но самым важным и трудоёмким делом стала летняя школа в Кисловодской горной обсерватории. Чтобы у москвичей была настоящая астрошкола - это была давняя моя мечта. В меру сил я и раньше этим занималась - много лет астропрактикум вела в летнем лагере МЦНМО, в Казанскую астрошколу своих ребят однажды возила (до сих пор вспоминаю, как там было здорово). И вот у москвичей появилась база - новая студенческая обсерватория ГАИШ. И ровно тогда, когда я предложила новую систему работы с командой, меня пригласили в КГО. Руководить школой будет Кузнецов, Вероника тоже с нами - значит, начнём работать по-новому не в сентябре, а уже в августе! Причём не только с детьми, но и со стажёрами.

Естественно, мне достались обязанности методиста. Только что принята новая программа всероса - это значит, нужны разработки по тем разделам, которые раньше не изучались. Дети у нас продвинутые (в астрошколу приглашали призёров олимпиад), преподаватели тоже (с нами работали трое студентов-астрономов - Серёжа Желтоухов, Костя Васильев и та самая Маша). Студентам я так и сказала: ребята, это шанс для вас сделать что-то реально новое и полезное. Решено было распределить работу по новому: каждому преподавателю поручалались 1-3 темы, по которым требовалось сделать полный методический набор: лекцию и задачи с решениями, причём для всех уровней сложности. Каждый преподаватель готовил свою часть программы, а потом давал материалы для работы по своей теме остальным. На выходе должна была получиться методичка. А ученики были поделены на четыре группы по уровню подготовки, с  каждой группой работал свой преподаватель на нужном уровне. (Надо сказать, не все студенты справились с поставленной задачей. Методичка так и не появилась. Хотя свою тему я сделала добросовестно и уже использовала наработанное летом в новом учебном году).

Помимо традиционной учёбы в виде лекций и семинаров, проводились учебные и неучебные игры. Я показывала свои игровые разработки, кое-что было специально адаптировано для старшеклассников. Кузнецов провёл турнир по "игре Угольникова" (на знание звёздной карты), я - серию астробоёв, задачи для которых ребята составили сами. Вероника делала групповые тренинги и большой брейн-ринг, в который даже преподаватели поиграли. Ночью, если позволяла погода, проводились наблюдения. Здесь, наоборот, основную работу делали студенты.

Хотя у нас не всё получилось, главное было достигнуто. Были заложены традиции нашей новой астрошколы, а стажёры получили опыт работы в педагогическом коллективе: коллективное целеполагание, коллективное планирование, ответственность за свой участок работы. В начале учебного года я была уверена, что мои младшие товарищи готовы принять новую систему работы.
95
Заключительный этап / Re: Волгоград-2018
« Последний ответ от Наталья Шатовская 25 Март 2018, 07:58:06 »
Итогом поездки стало совещание, состоявшееся 21 июня. Присутствовали оба психолога - Вероника и выезжавшая с командой ранее Ольга, а также лидеры московской олимпиадной астрономии М.В.Кузнецов и Е.Н.Фадеев. (Чепурной из Дворца не пришёл, хотя был приглашён). Суть наших предложений состояла в том, что работу с командой нужно начинать до того, как она будет сформирована; в идеале -  с сентября. В самом деле, с успешно работающего факультатива в региональном этапе и других профильных соревнованиях участвуют до 50% школьников. А значит, начав работать со всем составом как с частью команды в сентябре, мы автоматически обеспечиваем раннюю подготовку тех, кто действительно потом в команду войдёт. Психолог, приступивший к работе заранее, всех проблемных детей увидит, будет всех знать и на самом всеросе будет восприниматься участниками не как посторонняя тётя, а как член коллектива.

Зачем нужен психолог? А затем, что олимпиада в последние годы превратилась в жёсткое конкурентное соревнование. Требования повысились, нагрузки при подготовке не всем по силам. Разочарование, психический срыв, провал на туре из-за психологического состояния - всё это реалии, с которыми тренер обязан что-то делать. Кроме того, среди одарённых детей немало имеют те или иные отклонения в психике, и не всегда педагог имеет квалификацию для работы с ними. И даже если астрошкольник совершенно здоров  - всё равно сталкивается с проблемами: как расставить приоритеты, правильно распределить время, избежать звёздной болезни и т.п. Цель мы с психологами поставили так: организовать подготовку так, чтобы она не навредила детям, а наоборот, помогала решать  имеющиеся проблемы - в рамках самой же подготовки.

Кроме того, мне как методисту хотелось бы получить от психолога помощь и по другому направлению. Хороший результат на олимпиаде достигается правильным подбором упражнений. Какие из задач из накопленной за много лет базы являются полезными, какие нет? Интуитивно я это понимаю, но каковы психологические основы развивающего потенциала тех или иных упражнений? Если ответ будет найден - это будет революция в работе с одарёнными детьми. И этого тоже никто никогда не делал (по крайней мере, в нашем профиле).

Эти важные задачи я и озвучила на совещании. Психологи согласились, получили добро у своего начальства и включили наши занятия в план работы (т.е. зарплату за это получали). Тогдашний главный тренер, стажёр Чулков не возражал. Разумеется, работа с психологами была предложена всем преподавателям, занимающимся в астроолимпиадниками. Стажёры  Желтоухов с Васильевым отказались, Чепурной принял предложение частично. Ну что ж, неудивительно, молодёжь пока не понимает всего потенциала этой идеи. Пусть мой факультатив станет базой для отработки новой модели.  Через год мы сможем предложить конкретные технологические решения всем базам подготовки.
96
Заключительный этап / Re: Волгоград-2018
« Последний ответ от Наталья Шатовская 24 Март 2018, 21:33:06 »
О массовости и новых формах я задумалась, потому что год назад произошёл резкий скачок численности московской команды  - с двадцати с чем-то до сорока шести человек. Собственно, меня и пригласили (фактически) руководить командой именно потому, что потребовался опытный воспитатель. (Моих личных учеников на финал 2017 года прошло 12, не считая заочников). Позвали меня недели за две до отъезда; к команде приставили ещё двух студентов-астрономов, не работающих с детьми.  Осознав масштабы бедствия, я попросила отправить с командой взрослого психолога. И тут мне очень повезло: на просьбу откликнулась работающая в ЦПМ по совместительству Вероника Станиславовна Лосенко.  Педагог по базовой специальности, она мгновенно сориентировалась и работала на прошлом всеросе и как психолог, и как воспитатель.

Со своей стороны, я сделала всё, чтобы за оставшееся до всероса время максимально познакомиться с детьми. Я приехала на сборы, провела там столько времени, сколько можно было совместить с основной работой (гда тоже финалисты готовились). Вела одну из трёх возрастных групп плюс общая лекция плюс астробой плюс индивидуальные консультации. Не просто преподаватель - руководитель, которому необходимо в кратчайшие сроки завоевать авторитет, в том числе у прежде не видевших меня детей. В свободную минуту делилась впечатлениями с психологом, которая изучала вверенный ей детский коллектив своими методами. К моменту отъезда 42 из 46 членов команды были мне знакомы. Я уверенно находила знакомые лица в толпе на платформе и провожала ребят к официальному "руководителю" команды - третьекурснице(!) Маше, вооружённой списком и полномочиями.

Тогда, в Смоленске, мы с Вероникой работали практически круглосуточно. В огромной и разношёрстной команде приходилось и дисциплину налаживать, и стрессы преодолевать, и за здоровьем следить... Стажёры к работе готовы не были, хотя старались, как умели.  Одна из сложностей - то, что по новой сетке всероса наша олимпиада идёт самой первой, т.е. после объявления проходного балла до отъезда проходит меньше трёх недель.  Если участник не готовился к финалу заранее, он попадает в цейтнот. Назначаемые в последний момент и непонятно по какому принципу сопровождающие тоже плохо друг друга знают и не факт, что образуют команду, эффективную в условиях пятидневного форсмажора. Со всероса мы вернулись с уверенностью, что систему работы с командой необходимо менять. Большое число потенциальных участников финала создавало возможности, в том числе организационно-финансовые, для новой схемы подготовки как школьников, так и стажёров.
97
Заключительный этап / Re: Волгоград-2018
« Последний ответ от Наталья Шатовская 23 Март 2018, 23:18:00 »
Школа № 179, где у меня основная работа, второй год является ресурсным центром преподавания астрономии в Москве. Профиль редкий; не знаю даже, есть ли ещё такие. Наш статус означает, что ЦПМ выделяет нам деньги на астрономические мероприятия. (Деньги бюджетные; других у него нет). Статус здесь вторичен, давался по принципу "нельзя же отрицать очевидное". Факультатив мой на этой базе работает гораздо дольше, чем сам ЦПМ существует (тринадцатый год). Муниципальный этап ЦАО по астрономии у нас проходит столько лет, сколько вообще он является обязательным в нашем регионе (порядка десяти). Финансируется и то, и другое не ЦПМ-ом (школьная внеурочка и госработы). Дополнительные деньги появились год назад, после того как у меня на открытом уроке побывал руководитель департамента образования Москвы И.И.Калина. Тогда мы взяли на себя проведение тура СПбАО и придумали ещё одно соревнование - дистанционный марафон "КосмоСТАРТ". В апреле прошлого года более ста школьников со всей страны участвовали в конкурсе, состоящем из самых разных заданий: были там и задачи, и занимательный тесты, и исследовательские задания, и творческие номинации - рисунки, кроссворды, рассказы. Идея была моя, осуществить помогли мои астрономы. А цель всё та же - привлечь школьников к изучению астрономии через более доступные формы, чем традиционная олимпиада. Вот, если интересно - https://moodle.179.ru/course/view.php?id=44
98
Заключительный этап / Re: Волгоград-2018
« Последний ответ от Наталья Шатовская 23 Март 2018, 22:24:06 »
Вам, конечно, интересно, что стало с  курсами в этом году, раз меня к ним больше не подпускают. Евгений Николаевич, когда я осенью рассказывала ему о проблеме, так и сказал: "Найдут кого-нибудь посговорчивее". Видимо, нашли, потому что вскоре в школу пришло стандартное приглашение на курсы (куда меня автоматически записывают как учителя астрономии). Я решила полюбопытствовать, что там теперь учителям предлагают. Так и есть - минимальный набор инструкций. А к ним - задание: загрузите, дескать, проверенные вами работы школьного этапа, чтобы мы, типа, могли убедиться, что вы их правильно проверяете. Те, кто в теме, уже смеются: по правилам, жюри не должно никаких пометок на работе делать, и проверить правильность выставленных баллов можно только заново проверяя эти же работы (у примерно шестисот учителей, подписанных на курсы). Т.е. в этом году корочку курсов ЦПМ выдавали всем, кто вообще школьный этап проводил и мог работы представить (что и без всяких курсов является обязанностью учителя). Никакого реального обучения и контроля. Имя автора курса, естественно, не указано. Одно радует: сговорчивый "специалист" явно не из нашей среды, иначе не облажался бы так конкретно.

А вообще у нас в Москве за хорошую работу отстраняют. Ваша покорная слуга сидит дома и пишет сейчас эти строки именно потому, что хорошо поработала. Так хорошо, что её отстранили от всероса. Иначе она была бы сейчас там - среди детей и коллег.

Спасибо, что дочитали до этого места. Часы бьют двенадцать, и Шехеразада превращается в Золушку. Осталось немного - сообщения три-четыре.
99
Заключительный этап / Re: Волгоград-2018
« Последний ответ от Наталья Шатовская 22 Март 2018, 23:52:24 »
Детский курс просто закрыли (хотя ранее оговаривалось, что он будет постоянно действовать и я буду его дополнять). Взрослый, видите ли, уважаемая Наталья Евгеньевна, сложный слишком, учителя неохотно задания выполняют, поэтому ... давайте его сделаем в другом формате, без взаимопроверки. Тут я и поняла, в чём дело. Каждый раз переделывая уже готовый курс или приглашая нового автора, менеджеры осваивают новые деньги. Сотрудник, имеющий привычку делать работу один раз, хорошо и навсегда, подрывает базовые принципы их существования.

Ровно в это время выходит министерское распоряжение, что астрономия будет возвращена в школу уже со следующего года. Курсы будут актуальны, как никогда прежде, а уровень сложности на самом деле стандарту соответствует. И мои разработки прекрасно подойдут, я доделаю, как надо, но давайте соберём совещание: нужно и формат согласовать, и новые дела спланировать, из нового статуса предмета вытекающие. Менеджеры говорят, что без Ященко они это не могут. И два месяца меня водят за нос: дескать, не удаётся организовать встречу. Учебный год заканчивается, я пытаюсь изложить суть дела Ивану Валерьевичу по почте, но на два письма он не отвечает. Потом неожиданно увольняют прежнего главного тренера, назначают нового, который пока в отъезде. Начинается новый учебный год, я наконец показываю Фадееву свои курсы и объясняю суть проблемы, но дело с мёртвой точки не сдвигается. Пытаюсь попасть на приём к Ященко официально, записавшись через секретаря. Велят изложить вопрос в письме (на другой адрес) - мы вам перезвоним. До сих пор перезванивают.

Простите, что так длинно. Наболело. Три готовых курса. В тот самый год, когда они позарез нужны и коллегам, и детям. Похерили. Вдоволь поиздевавшись над автором. Люди, получающие деньги за то, чтобы наша олимпиада в Москве проходила как должно.
100
Заключительный этап / Re: Волгоград-2018
« Последний ответ от Наталья Шатовская 22 Март 2018, 23:22:36 »
Однако на следующий год мне сказали, что теперь нельзя использовать в курсе задания, требующие проверки преподавателем. Финансирования нет.  Хорошо, я  бесплатно буду это проверять (потому что мне важно реально обучить людей своей методике). Тогда можно, но всё равно нужно вписаться в шесть недель  (это было хуже, потому что реальные разработки люди не успели бы сделать и семинар нужно в каникулы проводить). А главное, эффективная менеджериня,  приводя мой курс  к новому формату, снесла форум, в котором, собственно, и формировалась общая методическая копилка. На такое я уже не согласилась.

Тем временем (два года назад) ЦПМ предложил мне быть автором заданий школьного этапа. Однако я всегда считала, что организатор олимпиады не имеет права что-то требовать с детей, пока не научил их. И согласилась только при условии параллельного ведения курса и для учеников и для учителей. Я снова сделала большую работу: составила тур в основном из авторских задач (и хороший тур получился, коллеги хвалили), а к нему целых два дистанционных учебных курса. Один из них был адресован детям (полностью автоматический - теория и тесты) и позволял освоить азы астрономии по сети. Второй объяснял учителям, каким должен быть этап, что вообще происходит в астрономическом образовании школьников; там анализировался стандарт, описывались возможности для профильного образования , имеющиеся в Москве, была коллекция ссылок, график мероприятий и т.п. И ещё там было десять подборок типовых задач - простеньких, прорешав которые, учитель мог осмысленно проверять работы школьного этапа. Чтобы успеть всё это, я освоила новую для себя оболочку EdX - верстать курс самостоятельно было быстрее. Угадайте, что произошло несколько месяцев спустя?
Страницы: 1 ... 8 9 [10]