Автор Тема: Волгоград-2018  (Прочитано 5875 раз)

Наталья Шатовская

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 397
  • Карма: -18
    • Моя астрономия
Волгоград-2018
« : 14 Декабрь 2017, 18:15:32 »
Заключительный этап XXV Всероссийской олимпиады по астрономии будет проходить 20-25 марта в г.Волгограде - http://info.olimpiada.ru/news/11210

Наталья Шатовская

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 397
  • Карма: -18
    • Моя астрономия
Re: Волгоград-2018
« Ответ #1 : 26 Февраль 2018, 20:16:39 »
Регламент всероса изменили - http://olymp.apkpro.ru/mm/mpp/files/tr2018ast-z.pdf

Теперь теоретический и практический туры идут подряд, на второй и третий день. Затем целый день на апелляцию (по обоим турам). Блиц-тест на пятый день с утра.

Наталья Шатовская

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 397
  • Карма: -18
    • Моя астрономия
Re: Волгоград-2018
« Ответ #2 : 02 Март 2018, 06:38:33 »
Утверждены проходные баллы на заключительный этап всероссийской олимпиады школьников по астрономии, которая будет проходить с 20 по 25 марта в Волгограде: 9 класс - 33 балла, 10 класс - 33 балла, 11 класс - 34 балла.

Наталья Шатовская

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 397
  • Карма: -18
    • Моя астрономия
Re: Волгоград-2018
« Ответ #3 : 02 Март 2018, 06:55:15 »
Моих учеников в команде пятнадцать. Плюс двое заочников из других регионов. Коллеги, выезжающие на всерос, - а у вас?

Наталья Шатовская

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 397
  • Карма: -18
    • Моя астрономия
Re: Волгоград-2018
« Ответ #4 : 07 Март 2018, 06:57:32 »
Коллеги, не стесняйтесь, здесь все свои.
Серёжа, я знаю, вы хороший преподаватель, группа у вас большая. Так сколько ваших на всеросе? Мне интересно, какая из баз подготовки команды дала в итоге больше участников.
Костя, ваш кружок меньше, но наверняка из такой сильной школы, как 444, кто-то включён в команду?
Что касается Антона и Сергея Александровича, то у меня нет информации, что они работают с детьми. Возможно, я чего-то не знаю. Но простая арифметика подсказывает, что когда у одного тренера около 40% команды и у другого примерно столько же, плюс ещё Кирилл Олегович активно работает, то вклад остальных невелик.
« Последнее редактирование: 07 Март 2018, 08:57:30 от Наталья Шатовская »

Наталья Шатовская

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 397
  • Карма: -18
    • Моя астрономия
Re: Волгоград-2018
« Ответ #5 : 09 Март 2018, 08:02:42 »
Дорогие ребята, родители и коллеги, спасибо за поздравления и тёплые слова. Я приготовила вам встречный подарок - оформила вчера фотоальбом о работе нашего факультатива - https://vk.com/album9377375_252076926 . Представляю этот альбом так же и здесь. 15 участников заключительного этапа - показатель эффективной работы. С удовольствием делюсь опытом.

Наталья Шатовская

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 397
  • Карма: -18
    • Моя астрономия
Re: Волгоград-2018
« Ответ #6 : 18 Март 2018, 23:37:22 »
Опубликовали результаты СПбАО. Наших участников было девять - и у всех призовые места. Особенно порадовала Лиза Дёмина - первый диплом, почти догнала прошлогоднего всеросовского абсолюта Царёва из параллельного класса :)
На МАО наши тоже выступили отлично. Правда, стиль олимпиады другой, поэтому и в списке призёров мало повторяющихся имён. Но и тут лидирует прекрасная половина факультатива - лучший результат в 9-х поровну у Закорко и Кузнецовой. Всего наших 15, победителей и призёров 8.

Ко всеросу мы готовы. А всерос будет трудным: впервые проводится по новой программе, которая гораздо обширней прежней.  И расписание уплотнили: теоретический и практический туры подряд и апелляция сразу по обоим турам, с утра до вечера - http://www.volsu.ru/Abitur/olimpiady/vos-astr/programma/ И, представьте себе, московские эффективные менеджеры не придумали ничего лучше, как оставить меня дома.

Итак, делюсь опытом,  как обещала. Как нужно готовить детей, чтобы они хорошо выступали на олимпиадах? Ответ кажется парадоксальным: не нужно готовить их к выступлению на олимпиадах. Потому что олимпиада - не самоцель, а средство развития ребёнка, одно из многих.

Конспективно: как работать с олимпиадной группой? Не натаскивание на задачи, а систематический курс. Гибкая программа, адаптированная под конкретного ученика или микрогруппу, рациональное использование учебного времени за счёт повышения эффективности. Сочетание работы на занятиях и дома, групповых и индивидуальны форм. Распределение обязанностей между преподавателями, опора на старших учеников, которые в ряде случаев могут обучать младших. Общение, коллективные творческие дела. Гуманитарное содержание, преподавание астрономии не только как науки, но и освоение её как пласта человеческой культуры. Дружба, взаимопомощь, отношение к другим как к товарищам, а не конкурентам. Формирование традиций и духовной общности.

Дипломы и премии кажутся важными сегодня. Завтра окажется важным другое - что за люди выросли. Преподаёт в нашей школе математику бывший астрошкольник Женя Хинко (извините - Евгений Викторович), физику - бывший астрошкольник Илья (Александрович) Семериков. Пробует себя в роли преподавателя Руслан Акметдинов, представлять которого здесь нет необходимости.

Это о задачах по отношению к ученику. Есть ещё задачи по отношению к обществу. Здесь я тоже повторю не новую мысль: олимпиада - это "скелет", вокруг которого нарастает "мясо" - астрономическое образование детей в регионах. Если этим не заниматься, олимпиада превращается в праздник для избранных и ничего не даёт массовому образованию. Поэтому и свою задачу как методист я вижу в разработке таких материалов, которые могут потом использоваться "рядовыми" учителями в обычных школах. Да, я настаиваю: в работе с олимпиадной группой могут и должны появляться такие материалы.

Наталья Шатовская

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 397
  • Карма: -18
    • Моя астрономия
Re: Волгоград-2018
« Ответ #7 : 19 Март 2018, 18:43:05 »
2018, 2018... А все ли обратили внимание, что стартующий завтра всерос - юбилейный, 25-й? Четверть века - это огромный срок и для проекта, и для участвующих в нём людей.  (Интересно, нет ли среди нынешних участников детей тех, кто участвовал тогда, в середине 90-х? Было бы символично).
И увы, уже нет на всеросе многих из тех, кто его создал. Кто-то покинул проект, кого-то уже нет с нами. Вспоминая тех, с кем довелось начинать, я поняла вдруг, что сама уже могу называться одним из старейших тренеров.  Так давайте вспомним, как всё начиналось.  Пусть это будут личные воспоминания - официозные речи скажут и без нас.

Наталья Шатовская

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 397
  • Карма: -18
    • Моя астрономия
Re: Волгоград-2018
« Ответ #8 : 19 Март 2018, 22:00:03 »
Преподавательскую карьеру я начала в 1992 году в Туле.  Времена не выбирают; не было ни вакансий, ни зарплаты, ни перспектив. С моего курса (я закончила физфак МПГУ) из примерно ста выпускников в школу пришли единицы. У меня хватило мужества не предать тогда мечту; мой первый астрокружок открылся в том самом девяносто втором... Первые методические разработки, первые публикации - всё это было до всероса. Представьте себе, всего в двухстах километрах от столицы о появлении всероссийской олимпиады по астрономии никто не знал; областные чиновники клали приглашения под сукно, считая, что участников у нас нет, а если бы они и были, то нет денег.

И вот в 98-м я пришла работать в планетарий тульского Дворца пионеров. Стала выписывать "Звездочёт", увидела объявление о первом съезде учителей астрономии и решила участвовать. Там-то я и услышала про всероссийскую олимпиаду по астрономии и физике космоса и познакомилась с теми, кто её создал и поддерживал в те нелёгкие времена.

Стала вспоминать  - и не могу остановиться. Обаятельный и весёлый Станислав Фёдорович Заикин из Ухты - бессменный председатель (а если надо  - то и тамада). Элегантная Наталья Борисовна Фролова из Екатеринбурга (жива ли она? -  ей уже тогда было под семьдесят).  Импозантный москвич Владимир Васильевич Чичмарь и москвичка же, восторженная Ирина Михайловна Черная. Интеллигентный Сушко из Нальчика, ироничный Жуков из Казани, его решительная однофамилица Лариса Петровна из Волгодонска. Карташёв и Попова из Челябинска, оба известные педагоги. Галя Корнеева. Люба Горбунова. Борис Борисович, совсем молодой. Наталия Николаевна Гомулина в расцвете методического таланта. И, конечно, создатели всероса - А.В.Засов и М.Г.Гаврилов.
« Последнее редактирование: 19 Март 2018, 23:18:40 от Наталья Шатовская »

Наталья Шатовская

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 397
  • Карма: -18
    • Моя астрономия
Re: Волгоград-2018
« Ответ #9 : 19 Март 2018, 23:21:18 »
Да, были люди в наше время... конец цитаты. А если серьёзно - этих очень разных людей, от простого учителя до профессора, заведующего кафедрой, объединяла любовь к астрономии, и каждый из них в своём регионе боролся за то, чтобы наша наука выжила. Все они находили заинтересованных детей, учили их, обивали чиновничьи пороги, добывали деньги... - и всерос жил, развивался, всё больше регионов участвовало, всё больше детей приезжало. Тогда, неполных тридцати лет, я усваивала опыт, которым делились эти люди. Это была не астрономия, не методика, не педагогика. Это был опыт служения.

И вот в 1999 году в Туле я организовала первую городскую олимпиаду по астрономии, на следующий год вывезла ребят на межрегиональный этап и на финал. Деньги на проект давал тульский лицей № 2, из родительских взносов; большинство участников тоже были оттуда.  Мне повезло: в первом же поколении олимпиадников оказался талантливый юноша, трижды бравший золото на всеросе и дважды на межнаре. Неплохо выступали и остальные. Это в глазах администрации лицея оправдывало затраты; тогда даже на всерос бюджетных денег нам не давали.

Так, за счёт усилий энтузиастов, всероссийская олимпиада по астрономии прожила десять лет. И благодаря им (то есть нам) попала в список предметов, по которым проводятся всеросы,  - его Министерство образования утвердило в 2003 году. Вместе с бюджетным финансированием тогда был утверждён порядок проведения региональных этапов: тексты заданий стали присылать сверху (а ранее в каждом регионе задания составляли местные специалисты). Началась другая эпоха...

Наталья Шатовская

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 397
  • Карма: -18
    • Моя астрономия
Re: Волгоград-2018
« Ответ #10 : 20 Март 2018, 12:05:10 »
Для меня тоже началась другая эпоха. В том же 2003-м моего супруга перевели работать в Москву и дали жильё в ближнем Подмосковье. Я воспользовалась возможностью и поступила в аспирантуру на родной физфак, к своему же преподавателю - Виктору Максимовичу Чаругину. Не корочки ради; мне захотелось разобраться, почему, с точки зрения методики, у меня получается то, что получается.  Естественно, я продолжала работать, всё так же  в дополнительном образовании, но теперь в основном с учениками младшего и среднего возраста. Этот новый опыт и подтолкнул меня к выбору темы диссертации, и в 2008 году я защитилась по методике преподавания астрономии. В диссертации "Дидактические игры в обучении школьников основам астрономии" выстроена последовательная методическая линия от собственно игр через упражнения в игровой форме к занимательным и олимпиадным задачам. Основной проблемой была (и есть) мотивация учащихся прилагать труд, необходимый для достижения высоких результатов. Предложенная методика позволяет отчасти разрешить противоречие между задачами массовой работы с детьми и олимпиадной подготовки: олимпиада трактуется как разновидность учебной игры. Оценить новую методику собрались заинтересованные коллеги: оппонентом был А.С.Расторгуев, а отзывы прислали педагоги и методисты, среди которых был и автор многих задач всероса О.С.Угольников.

К этому же периоду относятся большинство моих статей.  Их не очень много, но  я никогда не публикую незавершённых материалов. Выставляемое на суд коллег должно быть достойно их внимания. Поэтому и десять, и пятнадцать лет спустя учителя  благодарят меня. Особенно последнее время, когда астрономия возвращается в школу.

Диссертация и статьи, если интересно, выложены на моём сайте - http://myastronomy.ru/PAGE/Articles/Articles.html  Другие разработки, в том числе авторский задачник - в специальном разделе  http://myastronomy.ru/PAGE/Lesson/kollega.html

Наталья Шатовская

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 397
  • Карма: -18
    • Моя астрономия
Re: Волгоград-2018
« Ответ #11 : 20 Март 2018, 13:27:27 »
Вернёмся к собственно олимпиаде. Министерское распоряжение поставило педагогов в регионах в сложное положение. Туры стали обязательными, и за их организацию взялись начальники, действовавшие зачастую формально. Спускаемый сверху текст был неинтересен для учащихся из регионов, где астрономию преподавали, и никак не помогал наладить дело там, где не преподавали. Первое время местным методическим комиссиям хотя бы разрешали заменять в комплекте 1-2 задачи, но в 2009 году тексты окончательно стали общими для всех регионов.

Напомню, что  к тому времени, помимо относительно молодого всероса, уже более полувека проводилась МАО и лет двадцать - ОННЦ (олимпиада наукоградов и научных центров). Вокруг них сформировались команды педагогов, поддерживавших эти проекты. Играть по министерским правилам они не пожелали.  Команда, поддерживавшая МАО, решила сделать её самостоятельной (до этого в Москве она играла роль регионального этапа). Питерцы тоже решили разделить СПбАО и региональный этап. А дальше пришлось, во-первых, повышать уровень олимпиад, чтобы они удовлетворяли требованиям министерского Перечня (включение в который давало призёрам льготы в вузы), а во-вторых, придать каждой из них свой неповторимый стиль (ибо дублировать всерос незачем).

Надо сказать, что обе олимпиады с этой задачей справились: проводят массовые отборочные этапы, заочно или дистанционно, организуют пункты проведения в регионах, а в последние годы стали взаимно проводить выездные туры: МАО и Питере и СПбАО в Москве. То, что обе олимпиады пользуются успехом - лучший показатель того, насколько разными они в итоге стали. Задачи СПбАО более физичные (не случайно это олимпиада первого уровня и даёт льготу именно по физике). МАО - олимпиада сугубо астрономическая, практический тур проходит в Московском планетарии. Льготу она даёт только по астрономии, зато её победители получают путёвки на межнар (если Москва формирует гостевую команду).

Наталья Шатовская

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 397
  • Карма: -18
    • Моя астрономия
Re: Волгоград-2018
« Ответ #12 : 20 Март 2018, 15:20:25 »
Заработала страничка всероса по астрономии на сайте olimpiada.ru - http://info.olimpiada.ru/vos2018/astr

Наталья Шатовская

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 397
  • Карма: -18
    • Моя астрономия
Re: Волгоград-2018
« Ответ #13 : 20 Март 2018, 17:05:57 »
В контексте обсуждаемой темы интересна судьба олимпиады наукоградов. Когда-то  она служила отборочным этапом всероса для тех регионов, в которых свой региональный этап не проводился.  Несколько лет моя тульская команда пользовалась этой возможностью. Организатором и составителем заданий был (и является до сих пор) М.Г.Гаврилов. В те времена, когда всерос был простым, задачи ОННЦ - несложные, но интересные и красивые - реально были ступенькой к финалу. Министерское распоряжение 2003 года лишило практического смысла схему с отборочным межрегиональным этапом, но закрыть ОННЦ с её неповторимым стилем и колоритом казалось немыслимым всем, кто много лет в ней участвовал.

В этой непростой ситуации Михаил Геннадьевич выход нашёл. Он сделал то, к чему и по сей день не готовы большие коллективы в Москве и Питере. Он дополнил индивидуальные олимпиадные туры командным соревнованием, короткие теоретические задачи - продолжительными наблюдательными заданиями, письменные ответы - устной защитой. Так появился Астрономический турнир школьников. Я с каждой доступной мне трибуны твержу: Астротурнир - это лучшее интеллектуальное соревнование по астрономии из всех, существующих в настоящее время в России. Именно потому, что никаких коврижек за него не дают, он собирает истинных любителей астрономии - детей и взрослых. Мои ребята с удовольствием в нём участвуют. (Несколько лет назад я написала статью об этом - http://myastronomy.ru/PAGE/Articles/Odisseya.doc ).

Так вот, благодаря турниру выжила и олимпиада наукоградов. Отличительной её чертой остаётся установка на занимательность, поэтому она очень полезна начинающим астрономам. В прошлом году на базе Новосибирского планетария впервые состоялось подобное мероприятие для школьников 7 класса и моложе - игра "Малая Медведица" с индивидуальными и командными турами.

Заканчивая обзор астрономических олимпиад, проводящихся в настоящее время в России, следует упомянуть Всесибирскую олимпиаду, которую организует Новосибирский университет. В 2018 году в ней впервые был тур по астрономии.

Наталья Шатовская

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 397
  • Карма: -18
    • Моя астрономия
Re: Волгоград-2018
« Ответ #14 : 20 Март 2018, 18:30:57 »
Итак, на протяжении двадцати лет астрономия отсутствовала в списке обязательных школьных предметов. Это значит, что не было государственной поддержки при издании учебников и других пособий, и они стали редкостью. В то же время необходимость готовить детей к олимпиадам побуждала преподавателей самостоятельно создавать учебные курсы и пособия. Сложилась парадоксальная ситуация: систематический углубленный курс астрономии для школьников создавался в обход школы, в дополнительном образовании. И был в этом один несомненный плюс: отсутствие жёстких рамок, в которых всегда работают школьные методисты.

Разработала свой курс и я. В 2006 году меня пригласили в московскую школу № 179 и предложили на выбор число часов и возраст детей. (Эта профильная математическая школа была тогда подразделением Московского института открытого образования и пользовалась некоторой свободой при формировании учебного плана). Я попросила час в девятом и час в десятом классах и сделала профильный курс, опираясь на учебник  А.В.Засова для физматклассов и практикум М.В.Медведевой. Помимо этого, в том же году в 179 школе начал работать межшкольный факультатив по астрономии и физике космоса.

Естественно, я поддерживала и олимпиадную программу. После работы в Туле и Московской области ситуация в столице  меня очень удивила: при обилии ресурсов, большом числе научных и образовательных учреждений олимпиадой не занимался никто. На всерос из Москвы выезжало человек пять, в основном из Дворца на Воробьёвых Горах. Потом я поняла, почему так: в небольших областных центрах энтузиастам было проще найти друг друга, находился лидер, деятельность концентрировалась на общей базе и т.д. В Москве нужно было действовать иначе.