Автор Тема: МАО-2015 - критерии  (Прочитано 10845 раз)

ENF

  • Администратор
  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 291
  • Карма: 11
Re: МАО-2015 - критерии
« Ответ #15 : 07 Март 2015, 17:00:07 »
Критерии снова удивили. Предположим, ученик решил задачу так: нашёл число молекул в тонне воды, объём, в котором содержится это число молекул при заданной концентрации, разделил на площадь сечения ловушки и обнаружил, что длина цилиндра значительно превышает 100 а.е. По критериям он получит ... 2 балла - за полностью правильное решение. Потому что в критериях прописан другой ход решения, где даются баллы за вычисление фактических объёма и массы.
Решений всяких много. Чем сложнее задача, тем больше вариантов решения. Все не опишешь.

Кстати, судя по всему, на региональном этапе это большая проблема - неопытное жюри просто не в состоянии адекватно оценить решения, хоть сколько-нибудь отличающиеся от написанных в критериях. А если участник из-за мелкой ошибки ещё и не получил правильного ответа, то он рискует получить около 0 баллов за верное в целом решение.

Вероятно. И уж точно это проблема на муниципальном этапе.

ENF

  • Администратор
  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 291
  • Карма: 11
Re: МАО-2015 - критерии
« Ответ #16 : 07 Март 2015, 17:01:39 »
8-9 класс, №1
Критерии предусматривают начисление 2 баллов за расчёт орбитальной скорости планеты. На самом деле вычислять скорость не требуется: можно воспользоваться пропорцией, зная длину орбиты, период обращения и длину "затменного" участка. Получается, что решивший задачу более рационально получает меньше баллов?
Нет. Решивший задачу правильно получает ровно столько, сколько стоит правильное решение задачи

А сколько стоит правильная запись пропорции вместо расчёта скорости? У моего ученика формула правильная, но есть ошибка в вычислениях. За задачу поставлен ноль. При правильной модели, логике и формуле...

Смотря что написано в этой пропорции. Давайте не будем лечить по телефону.

ENF

  • Администратор
  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 291
  • Карма: 11
Re: МАО-2015 - критерии
« Ответ #17 : 07 Март 2015, 17:24:21 »
8-9 класс, №6
Условие: "Перед Вами фотография одного из полушарий Луны. Оцените максимальный угловой размер лунного моря (отмечено стрелкой) при наблюдении с орбиты Венеры, поверхности Земли и Марса. Можно ли его пронаблюдать в этот момент с помощью 150 мм телескопа?" - непонятно, в какой именно момент: когда сделано это фото (в новолуние) или же когда угловой размер моря максимален?
Рекомендации для жюри: "Вывод о том, что это обратная сторона Луны, и море невозможно увидеть с Земли оценивается тремя баллами. Вычисление углового разрешения телескопа — 1 балл. Подсчет углового размера при наблюдении с Венеры — 2 бала. Вывод о том, что море наблюдаемо с Венеры в этот момент — 1 балл. Подсчет углового размера при наблюдении с Марса — 2. Вывод о тот, что море не наблюдаемо с Марса в этот момент — 1 балл." Всего получается 10 баллов?
(После такого отсутствующая запятая и две опечатки - мелочи).

Да, за эту 10 баллов

Наталья Шатовская

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 397
  • Карма: -18
    • Моя астрономия
Re: МАО-2015 - критерии
« Ответ #18 : 07 Март 2015, 19:31:45 »
А сколько стоит правильная запись пропорции вместо расчёта скорости? У моего ученика формула правильная, но есть ошибка в вычислениях. За задачу поставлен ноль. При правильной модели, логике и формуле...
Смотря что написано в этой пропорции. Давайте не будем лечить по телефону.
Пропорция правильная, не извольте сомневаться.

Кстати, судя по всему, на региональном этапе это большая проблема - неопытное жюри просто не в состоянии адекватно оценить решения, хоть сколько-нибудь отличающиеся от написанных в критериях. А если участник из-за мелкой ошибки ещё и не получил правильного ответа, то он рискует получить около 0 баллов за верное в целом решение.
Именно это и произошло. Круглый ноль за задачу про облако, хотя ошибки чисто вычислительные.

Решений всяких много. Чем сложнее задача, тем больше вариантов решения. Все не опишешь.
А не надо прописывать всё конкретно. У вас ГЛАВНЫХ критериев нет: не оцениваются ни правильный ход решения, ни его рациональность, ни культура вычислений... Жалуетесь, что промежуточные вычисления отсутствуют, а внятные промежуточные слова не цените.

Наталья Шатовская

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 397
  • Карма: -18
    • Моя астрономия
Re: МАО-2015 - критерии
« Ответ #19 : 07 Март 2015, 19:54:58 »
6-7 класс, №4
Условие: "20 марта в Москве будет наблюдаться частное солнечное затмение с фазой 58%, максимальная фаза будет достигнута около 13 часов 20 минут по московскому времени" - больше ничего не дано. Автор считает очевидным, что в Нью-Йорке затмение не будет видно. Но только из условий, без дополнительных сведений (например, о полосе полной фазы) ответить однозначно нельзя. 10-20 по всемирному - это примерно 5-30 по местному времени в Нью-Йорке. Восход в 6-00, частная фаза может продолжаться более получаса; проходи полоса полной фазы южнее, а не севернее Москвы, в Нью-Йорке могли бы застать окончание затмения при восходе. Точных координат города участникам тоже не давали. Написал, не рассуждая, что не видно - молодец, плюс 2 балла. Усомнился - не молодец, нет 2 баллов.

Наталья Шатовская

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 397
  • Карма: -18
    • Моя астрономия
Re: МАО-2015 - критерии
« Ответ #20 : 07 Март 2015, 20:39:53 »
1-5 класс, №1
Условие: "На каких их этих объектов ..."
№4
Решение: "Луна вращается вокруг Земли..."

Наталья Шатовская

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 397
  • Карма: -18
    • Моя астрономия
Re: МАО-2015 - критерии
« Ответ #21 : 07 Март 2015, 21:04:12 »
№9 Что не дописано?
Решение заканчивается словами: "Отсюда длина хвоста". Т.е. ответа на один из вопросов задачи в решении нет.

Евгений Николаевич, просветите нас, недостойных: кто автор этой халтуры? Там не стёрто, тут не дописано, здесь опечатка, там у окружности периметр находят, а "для правильного ответа участник должен дать аргументированный ответ". Количество пунктуационных ошибок и рассогласований в падежах наводит на мысль, что текст вообще не редактировали. И по существу: некоторые формулировки условий некорректны, а критерии для многих задач не доработаны.

На дистанционном этапе глюки, организация очного этапа безобразная, учителей не информируют вовремя. И ведь кто-то получил за эту замечательную олимпиаду деньги...

Наталья Шатовская

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 397
  • Карма: -18
    • Моя астрономия
Re: МАО-2015 - критерии
« Ответ #22 : 07 Март 2015, 21:06:23 »
И никакой информации об апелляции.

Chulkovd

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 156
  • Карма: 10
Re: МАО-2015 - критерии
« Ответ #23 : 07 Март 2015, 21:23:06 »
6-7 класс, №4
Условие: "20 марта в Москве будет наблюдаться частное солнечное затмение с фазой 58%, максимальная фаза будет достигнута около 13 часов 20 минут по московскому времени" - больше ничего не дано. Автор считает очевидным, что в Нью-Йорке затмение не будет видно. Но только из условий, без дополнительных сведений (например, о полосе полной фазы) ответить однозначно нельзя. 10-20 по всемирному - это примерно 5-30 по местному времени в Нью-Йорке. Восход в 6-00, частная фаза может продолжаться более получаса; проходи полоса полной фазы южнее, а не севернее Москвы, в Нью-Йорке могли бы застать окончание затмения при восходе. Точных координат города участникам тоже не давали. Написал, не рассуждая, что не видно - молодец, плюс 2 балла. Усомнился - не молодец, нет 2 баллов.

"Угаданные ответы оцениваются в 1 балл."

Учитывая, что тень Луны обычно движется с запада на восток (кроме приполярных районов), не уверен, что описанный случай вообще возможен. Но мы же обсуждаем задачу для 6-7 классов, очевидно что она не об этом. Если школьник дал ответ в духе "нельзя точно ответить" и проводит  разумные объяснения, это должно засчитываться как правильный ответ.
Дмитрий Чулков

Chulkovd

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 156
  • Карма: 10
Re: МАО-2015 - критерии
« Ответ #24 : 07 Март 2015, 21:27:50 »
8-9 класс, №4
Рекомендации для жюри: "Решение задачи разделяется на 2 части. Во-первых, необходимо определить время перелетов по гомановской орбите. Эта часть оценивается в 3 балла. Определение положения Цереры в моменту прибытия КА к Весте оценивается в 1 балл, еще 2 балла выставляется за определение необходимого взаимного положения Весты и Цереры и времени, необходимого для ожидания этой конфигурации. Последний балл выставляется за формулировку окончательного ответа". Всего получается 7 баллов?

Да. Это не было изначально задумано, но раз уж так вышло, это не смертельно.
Дмитрий Чулков

Наталья Шатовская

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 397
  • Карма: -18
    • Моя астрономия
Re: МАО-2015 - критерии
« Ответ #25 : 07 Март 2015, 21:31:52 »
Если школьник дал ответ в духе "нельзя точно ответить" и проводит  разумные объяснения, это должно засчитываться как правильный ответ.

Если да кабы... Дмитрий, меня возмущают местами явные методические ляпы. Ну почему бы не спросить про Лос-Анджелес? Чтобы без "если"?

Chulkovd

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 156
  • Карма: 10
Re: МАО-2015 - критерии
« Ответ #26 : 07 Март 2015, 21:39:06 »
Решение: "Световой год - это расстояния, которое преодолевает свет за календарный год (365 дней)." - вообще-то за юлианский, по определению. На ответ не влияет, но тем не менее...

Ого! Не знал.
Дмитрий Чулков

Chulkovd

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 156
  • Карма: 10
Re: МАО-2015 - критерии
« Ответ #27 : 07 Март 2015, 21:50:36 »
А не надо прописывать всё конкретно. У вас ГЛАВНЫХ критериев нет: не оцениваются ни правильный ход решения, ни его рациональность, ни культура вычислений... Жалуетесь, что промежуточные вычисления отсутствуют, а внятные промежуточные слова не цените.

Я не вижу большой трагедии в том, что человек за неправильное решение получает ноль баллов. Если бы за неправильные ответы ставились максимальные баллы, меня бы это беспокоило больше (а такое бывает).

По существу пишите на почту олимпиады с претензией и, по возможности,  сканом.
Дмитрий Чулков

Chulkovd

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 156
  • Карма: 10
Re: МАО-2015 - критерии
« Ответ #28 : 07 Март 2015, 22:18:59 »
№9 Что не дописано?
Решение заканчивается словами: "Отсюда длина хвоста". Т.е. ответа на один из вопросов задачи в решении нет.

Евгений Николаевич, просветите нас, недостойных: кто автор этой халтуры? Там не стёрто, тут не дописано, здесь опечатка, там у окружности периметр находят, а "для правильного ответа участник должен дать аргументированный ответ". Количество пунктуационных ошибок и рассогласований в падежах наводит на мысль, что текст вообще не редактировали. И по существу: некоторые формулировки условий некорректны, а критерии для многих задач не доработаны.

На дистанционном этапе глюки, организация очного этапа безобразная, учителей не информируют вовремя. И ведь кто-то получил за эту замечательную олимпиаду деньги...

Формулировки условий были некорректны? Тур был три недели назад, вроде никто не жаловался.  "Корявые" критерии на участниках никак не сказываются, в прошлом году у нас их, не поверите, вообще не было. Один человек проверяет задачу у всех, так что все в равных условиях.

Глюки дистанционного этапа никак с астрономией не связаны, если весь сайт olimpiada.ru не работает, то олимпиада по обществознанию страдает от этого точно также.  Мне не известно, чтобы у кого-то были из-за этого были серьёзные проблемы с прохождением. Конкретно в Москве были накладки, связанные с большим числом участником. Искусственно раздувать её численность смысла нет.

К счастью, зарплату нам платят. Очень надеюсь, свои курсы в той же организации Вам не приходится вести на добровольных началах.
Дмитрий Чулков

Chulkovd

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 156
  • Карма: 10
Re: МАО-2015 - критерии
« Ответ #29 : 07 Март 2015, 22:37:04 »
Если школьник дал ответ в духе "нельзя точно ответить" и проводит  разумные объяснения, это должно засчитываться как правильный ответ.

Если да кабы... Дмитрий, меня возмущают местами явные методические ляпы. Ну почему бы не спросить про Лос-Анджелес? Чтобы без "если"?

Я не вижу здесь ляпов. Смею надеяться, затмение 20 марта случится в строгом соответствие с рекомендациями жюри.  Полагаю, что школьники 6-7 классов лучше осведомлены о расположении Ньй Йорка, нежели Лос-Анджелеса. Сферические координаты для 6-7 классов имеют весьма ограниченную ценность.
Дмитрий Чулков