Автор Тема: Программа школьного и муниципального этапов ВсОШ по астрономии  (Прочитано 2134 раз)

Наталья Шатовская

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 309
  • Карма: 4
    • Моя астрономия
Уважаемые коллеги, я выступила с инициативой составления и официального утверждения программы школьного и муниципального этапов ВсОШ по астрономии. Необходимость такой программы и основные принципы её составления я обосновала на совещании с директором и заведующей учено-методическим отделом Центра педагогического мастерства (структуры, отвечающей за проведение олимпиад в Москве), состоявшемся 16 марта. Решено составить проект такой программы, обсудить его с учителями и методистами и официально утвердить через Центральную методическую комиссию.

Программа школьного этапа поможет учителям целенаправленно готовить учеников. Астрономический материал разбросан по нескольким школьным курсам (естествознание, география, физика, математика), поэтому учителям-неспециалистам по астрономии необходимы чёткие ориентиры.

Программа муниципального этапа необходима потому, что этот этап тоже является массовым, и готовят к нему школьников, как правило, учителя физики, часто не имеющие профильной подготовки. Программа этапа послужит основой для программы кружка соответствующего возраста. Наличие программы укажет не только, какие вопросы могут быть на муниципальном этапе, но и каких быть не может. Например, в этом году в Москве ученикам 8 класса дали общие с 9 классом задачи, в том числе задачу на закон Кеплера и задачу с чертежом небесной сферы, что стало причиной низких результатов даже у подготовленных учеников. А ведь для учеников 8 класса этап является заключительным, поэтому успешное выступление способного ученика важно в моральном отношении и гарантирует, что год спустя ученик будет готовиться и придёт побороться за выход на региональный этап.

Полагаю, что  программы школьного и муниципального этапа ВсОШ по астрономии должны обсуждаться на методическом совещании в рамках заключительного этапа Всероссийской олимпиады. Кто готов принять на себя эту обязанность? А именно: поставить сам вопрос, предложить хотя бы приблизительный проект этих программ, собрать предложения коллег из регионов? Сама я на олимпиаду, видимо, не попаду, но готова, при необходимости, проработать предложения, высказанные на совещании. 

Peter

  • Пользователь
  • **
  • Сообщений: 93
  • Карма: 6
Первая половина этой идеи вполне разумна, а вторая - нет.

Программа школьного и муниципального этапов, по-видимому, действительно будет полезна. Но зачем делать ее общей для всех регионов? Если она нужна в Москве - сделайте ее для Москвы, утвердите (если это имеет какой-то сакральный смысл) у организаторов школьного и муниципального этапов в Москве и опубликуйте. Те регионы, которые сочтут нужным, смогут ей воспользоваться.

Ситуация, видите ли, везде разная. Где-то задачи могут быть более сложными, поскольку в противном случае на региональный этап будут попадать люди с 90%+ баллов на муниципальном, и отбор будет производиться по количеству микроскопических недочетов в правильных решениях. Где-то, наоборот, есть полтора потенциальных участника во всем регионе, и задачи на законы Кеплера можно со скрипом давать только в 11 классе. Зачем пытаться стричь всех под одну гребенку?

Наталья Шатовская

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 309
  • Карма: 4
    • Моя астрономия
Я и не предлагаю утвердить общую программу для всех регионов. Для решения московских проблем я обратилась в московскую инстанцию - ЦПМ, - но его директор сослался на ЦМК.

Я потому и пишу о совещании, где будут представители регионов. Питер - большое исключение. Подавляющему большинству регионов, полагаю, обе программы будут полезны. А чтобы их в регионах использовали, нужен гриф ЦМК "рекомендовано".

Peter

  • Пользователь
  • **
  • Сообщений: 93
  • Карма: 6
Это называется "бюрократическое отфутболивание".  :)

На самом же деле есть намного более простой способ. Составители задач муниципального этапа в Москве, полагаю, известны, и круг их не очень широк. Вот им и нужно договориться о том, какой программы они хотят придерживаться. Получившийся результат вывешивается в сети на всеобщее обозрение. Возможно, вместе с рекомендациями для составителей комплектов школьного этапа. Никакой гриф для этого не требуется.

Для всех заявленных целей этого вполне достататочно. Все желающие смогут скорректировать подготовку, подстроить программы кружков и т.п. под эту программу. А ее "официальное утверждение" - это производство еще одной формальной указивки с непредсказуемыми последствиями, которые обычно описываются бессмертной цитатой "хотели как лучше, а получилось как всегда".

Наталья Шатовская

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 309
  • Карма: 4
    • Моя астрономия
Спасибо за совет. Комплекты в Москве анонимные, составители широкой общественности (учителям и ученикам) не известны. Но отвечает за организацию олимпиад ЦПМ. Я туда регулярно замечания по комплектам и критериям подаю, и наконец, после вопиющего случая на муниципальном этапе в этом году, удалось убедить начальство, что нужна именно официальная программа. Построенная по принципу "олимпиада для детей", а не "дети для олимпиады".

Peter

  • Пользователь
  • **
  • Сообщений: 93
  • Карма: 6
Тогда следует начать с выяснения, кто этим занимается, а уже потом думать, что делать дальше. Иначе вы рискуете создать проблемы не только другим регионам, но и сами себе: любую инструкцию, как известно, можно понять неправильно, и если ее понимает неизвестно кто, то результат может оказаться страшненьким.

Наталья Шатовская

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 309
  • Карма: 4
    • Моя астрономия
Ещё раз спасибо за совет. Позиция Питера понятна.

Итак, коллеги, кто готов поднять на методическом совещании на всеросе вопрос о рекомендуемых программах школьного и муниципального этапов? Поделиться своими программами, если они есть,  предложить проект этих программ, собрать предложения коллег из регионов, с учётом специфики регионов?

Мнение членов ЦМК тоже хотелось бы услышать. И на совещании, и здесь.

Chulkovd

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 152
  • Карма: 9
А ведь для учеников 8 класса этап является заключительным, поэтому успешное выступление способного ученика важно в моральном отношении и гарантирует, что год спустя ученик будет готовиться и придёт побороться за выход на региональный этап.

Дня некоторых участников уже школьный этап является последним, но организаторы принимают во внимание интересы не только тех, кто пишет олимпиады плохо, но и тех, кто пишет их хорошо.
Дмитрий Чулков

ENF

  • Администратор
  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 289
  • Карма: 8
А ведь для учеников 8 класса этап является заключительным, поэтому успешное выступление способного ученика важно в моральном отношении и гарантирует, что год спустя ученик будет готовиться и придёт побороться за выход на региональный этап.

Дня некоторых участников уже школьный этап является последним, но организаторы принимают во внимание интересы не только тех, кто пишет олимпиады плохо, но и тех, кто пишет их хорошо.

Разовью немного мысль про 8-миклассников. В этом году в московскую команду попало 3 восьмиклассника. Еще четверо недобрали 1-3 балла. В прошлом году московский восьмиклассник был первым на Всеросе. Так что утверждать, что для них всё заканчивается муниципальным этапом несколько неверно. Более того, благодаря получившемуся объединению параллелей для восьмиклассников, формально, заключительный этап - это уже всерос.

С другой стороны, несколько надоела картина, когда дети, привыкшие в младших классах успешно решать задачи в духе "чем Луна отличается от Солнца",  в девятом проваливаются с треском.  Я думаю, Вы помните, что еще некоторое время назад Москва в младшей параллели почти никого не отправляла на заключительный этап. Теперь восьмиклашки, набив шишки один раз имеют возможность попробовать решить задачи для девятого класса в следующем году.

Наталья Шатовская

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 309
  • Карма: 4
    • Моя астрономия
А ведь для учеников 8 класса этап является заключительным, поэтому успешное выступление способного ученика важно в моральном отношении и гарантирует, что год спустя ученик будет готовиться и придёт побороться за выход на региональный этап.

Дня некоторых участников уже школьный этап является последним, но организаторы принимают во внимание интересы не только тех, кто пишет олимпиады плохо, но и тех, кто пишет их хорошо.

Премноголюбезнейший Дмитрий, вы не заметили в процитированной моей фразе слово "способный". Когда способный ученик, который готовился, не пишет хорошо - это повод задуматься для организаторов.

Для тех, кто не понял подоплёку: если бы Дмитрий и другие причастные к составлению московских заданий люди не относились бы к отборочным этапам как к рекрутингу на всерос, мне не пришлось бы поднимать вопрос публично, обращаться в ЦПМ и к членам ЦМК.

Наталья Шатовская

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 309
  • Карма: 4
    • Моя астрономия
Разовью немного мысль про 8-миклассников. В этом году в московскую команду попало 3 восьмиклассника. Еще четверо недобрали 1-3 балла. В прошлом году московский восьмиклассник был первым на Всеросе. Так что утверждать, что для них всё заканчивается муниципальным этапом несколько неверно. Более того, благодаря получившемуся объединению параллелей для восьмиклассников, формально, заключительный этап - это уже всерос.

С другой стороны, несколько надоела картина, когда дети, привыкшие в младших классах успешно решать задачи в духе "чем Луна отличается от Солнца",  в девятом проваливаются с треском.  Я думаю, Вы помните, что еще некоторое время назад Москва в младшей параллели почти никого не отправляла на заключительный этап. Теперь восьмиклашки, набив шишки один раз имеют возможность попробовать решить задачи для девятого класса в следующем году.

Евгений Николаевич, моё мнение кажется личным и частным только потому, что учителей здесь относительно немного. Моё мнение - это именно мнение учителя, причём много делающего для астрономического образования.

Прошлогоднего победителя Старостина я вела полтора года, прежде чем направить его на всерос за старший возраст, под мою ответственность. И это единственный прецедент за двадцать лет практики. Детей, для которых опережающая программа - польза, а не вред, очень немного, доли процента. Всерос к тому же - это жёсткое соревнование, к которому младшие морально могут оказаться не готовы. Поэтому не стоит спешить с выводами. Посмотрим а) на результаты 8-классников на ближайшей олимпиаде и б) на их дальнейшую судьбу.

Panther

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 188
  • Карма: 7
Посмотрим а) на результаты 8-классников на ближайшей олимпиаде и б) на их дальнейшую судьбу.

Тут можно посмотреть на статистику Петербурга, т.к. этот регион привозит в составе команды 8-классников каждый год уже в течение многих лет.

Результаты бывают  разные - от довольно слабых выступлений до диплома абсолютного победителя в параллели 9-х классов. Но в целом получение диплома призёра 8-классником - дело вполне обычное.

Сам факт участия в заключительном этапе в 8 классе (вне зависимости от результатов)  резко улучшает результаты на следующий год, если сравнивать с конкурентами без соответствующего опыта.
Подавляющее большинство таких участников набирает проходной балл и едет на Всеросс повторно.
Астрономические олимпиады (группа ВКонтакте):
http://vk.com/astroolympiads

Наталья Шатовская

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 309
  • Карма: 4
    • Моя астрономия
Статистика Петербурга - это статистика наиболее благополучного региона. У вас работает команда, причём работает системно. Поэтому и задания ваших олимпиад могут служить образцом, и результаты прекрасные. Ваши 8-классники в надёжных руках.
А в Москве сейчас стоит задача именно команду собрать и наладить системную работу. Пока же дело забюрокрачено до абсурда. Организаторы за статистикой живых детей не видят. Губительность такого подхода я на своих 8-классниках наблюдаю.
Если вдруг кто не в курсе - я четверых профессиональных астрономов вырастила, ещё двое учатся.

ENF

  • Администратор
  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 289
  • Карма: 8
Статистика Петербурга - это статистика наиболее благополучного региона. У вас работает команда, причём работает системно. Поэтому и задания ваших олимпиад могут служить образцом, и результаты прекрасные. Ваши 8-классники в надёжных руках.
А в Москве сейчас стоит задача именно команду собрать и наладить системную работу. Пока же дело забюрокрачено до абсурда. Организаторы за статистикой живых детей не видят. Губительность такого подхода я на своих 8-классниках наблюдаю.
Если вдруг кто не в курсе - я четверых профессиональных астрономов вырастила, ещё двое учатся.

Если смотреть на численность команды на всеросе, то в Москве тоже всё довольно благополучно. В отличие от ситуации нескольких лет назад. Что у нас забюрокрачено и до какого абсурда, мне совершенно неясно.

Живые дети, как мне показалось, были рады, что для них олимпиада не кончилась в ноябре, а был шанс попробовать себя на регионе и даже на заключительном этапе. Некоторые как раз на муниципальном этапе поняли, что от них хотят и к региону подучили, что надо.

Кстати, успешность человека как ученого, похоже, мало связана с его успехами на олимпиаде. Это совершенно разное применение талантов. Возможно, способности конкретного Вашего ученика не в решении задач.

ENF

  • Администратор
  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 289
  • Карма: 8
Например, в этом году в Москве ученикам 8 класса дали общие с 9 классом задачи, в том числе задачу на закон Кеплера и задачу с чертежом небесной сферы, что стало причиной низких результатов даже у подготовленных учеников.

Меня в этой фразе смущает то, что подготовленный ученик не знает законов Кеплера. К чему он тогда подготовлен? Но даже если оставить это в стороне. То проходной балл был 2,5 задачи. Очень сложных задач, т.е. на 3-й закон Кеплера и на незаходящие и невосходящие звезды было всего 2. Всё остальное было вполне берущимся.

Конкретно задача про закон Кеплера оказалась неберущейся и для 8-х и для 9-х классов. Примерно одинаково. Из этого можно делать, безусловно, разные выводы. Можно сказать, что нельзя спрашивать законы Кеплера, чтоб не травмировать детей. Но тогда они такие непуганые и останутся. Будут валить регион год за годом. Можно сказать, что увидев, что астрономия - это не только и не столько красивые картинки, но и много физики и математики, подучат эту физику с математикой. Или займутся чем нибудь еще, что возможно им более интересно. В свободное от основной работы время могут оставаться ЛА, что тоже не плохо.